Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением

1.Адекватный настрой. Случившийся проступок уже не

изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос “Что я чувствую?” Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие (сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание).

Спросите себя “Чего я хочу достичь?” – наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя “Каково мое отношение к ребенку?” Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания.

Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку.

Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

 

  1. Доверительное взаимодействие:

Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.

Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку – это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия – первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.

  1. Выявление причин.

Нужно найти причины отклоняющего поведения.

Конкретное поведение – это следствие чего – то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

 

 

4 типичные причины нарушения поведения:

– стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);

– действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;

– обесценивание чувства любви, добра;

– стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.

  1. Последовательность во взаимодействиях.

Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.

  1. Позитивность взаимодействия.

Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат (“вести здоровый образ жизни” вместо “бросить курить”, “добиться положительной успеваемости” вместо “не получать двойки”, “приходить в школу вовремя” вместо “перестать опаздывать”). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.

  1. Поощрение положительных изменений.

Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.

  1. Разумный компромисс.

Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.

Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.

  1. Индивидуальный подход.

Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

  1. Системность.

При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.

Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

  1. Гибкость.

Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.

Если у вас возникают вопросы или вы чувствуете, что вам нужна помощь и поддержка, вы можете обратиться за консультацией

по адресу:

с. Красный Яр, ул. Кооперативная,

д. 105

Телефон: 8 (846-57) 2-16-29

 8 800 2000 122 – анонимный детский телефон доверия для детей и родителей

ГКУ СО «КЦСОН Северного округа» отделение м.р. Красноярский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.