Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением
1.Адекватный настрой. Случившийся проступок уже не
изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос “Что я чувствую?” Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие (сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание).
Спросите себя “Чего я хочу достичь?” – наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя “Каково мое отношение к ребенку?” Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания.
Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку.
Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
- Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку – это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия – первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
- Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение – это следствие чего – то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
4 типичные причины нарушения поведения:
– стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
– действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
– обесценивание чувства любви, добра;
– стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
- Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
- Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат (“вести здоровый образ жизни” вместо “бросить курить”, “добиться положительной успеваемости” вместо “не получать двойки”, “приходить в школу вовремя” вместо “перестать опаздывать”). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
- Поощрение положительных изменений.
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
- Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка.
- Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
- Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
- Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Если у вас возникают вопросы или вы чувствуете, что вам нужна помощь и поддержка, вы можете обратиться за консультацией
по адресу:
с. Красный Яр, ул. Кооперативная,
д. 105
Телефон: 8 (846-57) 2-16-29
8 800 2000 122 – анонимный детский телефон доверия для детей и родителей
ГКУ СО «КЦСОН Северного округа» отделение м.р. Красноярский
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: